Самое большое заблуждение начинающих инвесторов и стартаперов звучит так: у меня есть идея продукта и деньги, остальное я хочу аутсорсить. Это к сожалению невозможно, точнее это прямой путь оставить свою идею не реализованной а деньги потратить зря. Почему так?

Версии “основного заблуждения” в зависимости от зрелости и предпринимательского опыта могут звучать и так “я хочу генерировать концепции и мне нужна команда для их реализации”, “я хочу оперировать идеями, а от операционного управления я устал и не хочу спускаться на этот уровень”, “я готов заплатить за специалистов высокого уровня, чтобы не вникать в детали”.

В общем и целом звучит очень привлекательно: у меня уже есть опыт в бизнесе, я заработал денег, больше не хочу заниматься этим грязным делом и хочу чтобы всё сделали специально обученные люди. Но так не будет.

Пожалуй, наиболее толковое объяснение в том что идея неотделима от реализации. В процессе реализации идея обрастает деталями и подробностями. По сути мельчайшие детали реализации идеи это её прямое продолжение. Возьмите для примера истории из жизни всех великих людей - идея, рожденная однажды, требовала больших усилий и расцветала только после её реализации. Генри Форд прошел очень длинный путь от идеи делать автомобиль до того как сделал “Модель Т”. На этом пути приходилось решать очень разные задачи и получать опыт, без которого он не стал бы тем кем он стал и не сделал бы то, что он сделал. Стив Джобс лично руководил дизайном iPhone и требовал идеального исполнения в мельчайших деталях, первая версия была практически не работоспособной и только в процессе решения всех возникающих трудностей удалось сделать продукт, который изменил правила игры на всем рынке.

В современном мире “продуктов-клонов”, в условиях жесткой конкуренции выигрывают очень продуманные, очень детализированные, очень классно реализованные идеи.

К сожалению это невозможно без энергии основателя. Если основатель не хочет вкладывать силы и внимание на раннем этапе создания продукта, этот продукт ждет печальная участь так и не запустившихся проектов или “преждевременная старость”, когда продукт всё-таки запускается, но так и не начав приносить прибыль он медленно умирает, лишенный поддержки от своего создателя.

Модель жизненного цикла по Адизесу

Модель жизненного цикла по Адизесу

Звучит может быть слишком философски, но этому есть и вполне логичные объяснения, самое простое из которых звучит так: на начальных этапах создания продукта никто не знает “как надо” и “что будет работать”. Все существующие методики проектирования, маркетинговые исследования и другие инструменты всего лишь снижают степень риска, но не устраняют его до нуля. И должен быть кто-то, кто возьмет на себя принятие решений в условиях неопределенности. На начальных этапах жизни продукта таких решений нужно принимать очень много, часть из них будут неправильные, нужно реагировать на ситуацию и оперативно менять курс. В процессе этих “изменений” изначальная идея основателя и приобретает необходимые подробности, которые помогают ей органично встраиваться в окружающую реальность.

Поэтому какая бы ни была опытная команда, ей нужен основатель, его внимание, его участие и его вовлеченность в проект. Только денег и начальной идеи не достаточно.

Если вы хотите стартовать проект по реализации новой идеи - подумайте о том, является ли эта идея важной для вас лично и готовы ли вы вкладывать в реализацию свою душу. Если нет и для вас этот проект только вопрос денег - рассмотрите вариант менее рисковых инвестиций, например в уже сложившуюся команду с существующим перспективным продуктом - так может быть гораздо выше отдача и меньше разочарований.

Ну а если вы понимаете что новый продукт это как маленький ребенок и первое время он будет требовать практически все ваши силы и вам нужен вовлеченный в процесс технический партнер - тогда у нас с вами есть много общего, и это уже совсем другая история

Сергей Кравцов, CEO, co-founder Evergreen

28.04.2017
Рейтинг: 3 / 5 (2)