Вне всяких сомнений, наш мир кардинально изменится после окончания борьбы с коронавирусом. Для описания долгосрочного воздействия COVID-19 на различные сферы бизнеса все чаще используют термин "черный лебедь" (в области финансов он обозначает чрезвычайно редкое, непредсказуемое событие с потенциально тяжелыми последствиями). Майкл Трукано, специалист Всемирного банка по политике в области образования и технологий, предположил, что эпидемии могут оказаться для eLearning тем "черным лебедем", который поможет вывести образовательные технологии на качественно новый уровень.
Считается, что образование — один из рынков, на котором после окончания кризиса, когда все более или менее успокоится, произойдут радикальные изменения.
Коронавирус — не первая и не последняя проблема. В будущем нас ожидают новые фазы эпидемии, вспышки других заболеваний и не только. В 2009 году миром пронеслась эпидемия вируса H1N1 (так называемого "свиного гриппа"), еще раньше в Китае наблюдались вспышки "птичьего гриппа" и атипичной пневмонии (SARS) в 2003. В то время по телевидению транслировались специальные программы для учащихся, позволяющие хотя бы таким образом облегчить и поддержать процесс обучения. Позже это привело к более трансформационному и глубокому подходу к использованию онлайн-инструментов в Китае и других странах.
Предупрежден — значит вооружен. Согласно Harvard Business Review, предупреждение и опережение являются одними из ключевых факторов, позволяющими предсказать конечный успех “выживания” вашего бизнеса в период кризиса. А как обстоят дела с онлайн-образованием?
В США в школах уже давно используется виртуальное обучение при более привычных обстоятельствах, например, в связи с неблагоприятной погодой и сезонными пиками простудных заболеваний, влекущими за собой плохую посещаемость уроков. Двенадцать штатов уже внедрили политику проведения специальных "дней электронного обучения", когда занятия проводятся только онлайн; другие округа также экспериментируют с онлайн-обучением, закрывая школы, когда того требуют обстоятельства. Когда ученики привыкают работать с онлайн-платформами во время обычных занятий, то чрезвычайные ситуации, как нынешняя, не окажутся для них столь травматичными. Мы не можем предвидеть будущие катастрофы, но мы можем сделать все возможное, чтобы минимизировать их последствия.
Эксперты полагают, что коронавирус может стать катализатором онлайн-образования и развития образовательных технологий, учитывая беспрецедентное количество школ и университетов, переведенных на дистанционный режим из-за карантина и политики, направленной на сдерживание пандемии COVID-19.
Это удобно. Онлайн-обучение имеет ряд существенных преимуществ для учителей и учащихся. В отличие от курсов для самостоятельного изучения, системы LMS позволяют реализовать в числе прочего две составляющие, необходимые для эффективной учебы. Это мотивация учеников, которая достигается благодаря разным формам вовлечения в учебный процесс, а также обратная связь с преподавателями — таким образом можно приблизиться к эффекту “живого” обучения.
Новые подходы в преподавании и обучении. Исторически сложилось так, что на пути к широкомасштабному внедрению образовательных технологий всегда возникали препятствия — возможно, новые решения наконец принесут столь необходимые инновации. COVID-19 запустил в ход активное использование инновационных технологий в обучении: от интерактивных приложений, прямых трансляций до появления “инфлюенсеров в образовании”, а также использования VR/AR-решений (виртуальная и дополненная реальность). Мировые компании запускают кампании, направленные на обеспечения доступа к образовательным ресурсам для всех слоев населения, особенно в отдаленных или сельских районах. К примеру, AT&T недавно выделили 10 млн. долларов на поддержку родителей, учителей и учащихся на протяжении всего периода закрытия школ из-за коронавируса.
Изменения в образовательном подходе в настоящее время заключаются в переходе к массовому коллективному мышлению и сотрудничеству. По словам Джеффа Маггионкальды, генерального директора компании Coursera, по мере того, как университеты развивают цифровые компетенции, их временная реакция на кризис может перерасти в продолжительную цифровую трансформацию высшего образования.
Тренды никто не отменял. Ожидается, что мировой рынок электронного обучения и LMS достигнет 15,72 млрд. долларов к 2021 году и 22,4 млрд. долларов к 2023 году, по данным FinanceOnline, а рынок мобильного обучения вырастет до отметки в 38 млрд. долларов в 2020 году. Основными движущими силами ожидаемого бума на рынке LMS являются, в частности, все более широкое внедрение дистанционного обучения, использование искусственного интеллекта и машинного обучения как в бизнесе, так и в среде образования. Мобильное обучение — одна из новых тенденций в области eLearning, и оно будет по-прежнему доминировать в сфере онлайн-обучения и дополнять другие виды обучения. В Китае более 50 миллионов человек вынужденно оставались дома из-за коронавируса — наедине со смартфоном — что привело к увеличению количества загрузок мобильных приложений. Эксперты говорят, что это может ознаменовать новую эру для рынка мобильных приложений, онлайн-сервисов и ценных бумаг, тесно связанных с ними. Недавнее исследование в Китае показало, что 39% пользователей планируют покупку нового смартфона во второй половине этого года, а это означает перспективы для мобильных инноваций и разработки новых приложений, в том числе образовательных.
Что говорят инвесторы. Инвесторы в настоящее время вкладывают средства в акции, связанные с онлайн-образованием, цифровыми медицинскими сервисами и дистанционной работой — по причине высокого на них спроса. Именно перспективы массового внедрения определяют динамику финансирования образовательных технологий. Инвесторы надеются, что готовность к инновациям и преимущества качественного онлайн-обучения привлекут к этой инициативе все больше студентов и преподавателей в ближайшем будущем. Согласно другому исследованию, 73% организаций увеличат свои инвестиции в социальное обучение, которое предполагает сотрудничество между коллегами на рабочем месте. Использование soft skills (мягких навыков) является одним из новых направлений электронного обучения (LMS-системы как раз идеально подходят для смешанного и социального обучения).
Виртуальные школы существуют уже несколько десятилетий. В 2017 году лидером рынка стали США, на долю которых приходится 93,2% общего числа виртуальных школ, за ними следуют Канада (3,8%), европейские страны (менее 1%) и остальной мир. Крупные страны с малой плотностью населения, такие как Австралия или Канада, часто внедряют виртуальные школы в регионах, где строительство "традиционных" школ экономически нецелесообразно.
У кого теперь есть преимущество? Странам, которые в прошлом были вынуждены закрывать школы из-за пандемий или стихийных бедствий и имеют опыт проведения онлайн-занятий, проще сразу перейти на дистанционное обучение. Кроме того, страны, которые еще много лет назад инвестировали в цифровые технологии и онлайн-обучение, сейчас демонстрируют впечатляющие результаты. По данным Deutsche Welle, Эстония является европейским лидером в области цифрового обучения, где 99% семей имеют широкополосный доступ к Интернету. Нынешний переход на дистанционное обучение для эстонцев является всего лишь продолжением того, как они учились в течение многих лет. Эстонские педагоги имеют доступ к широкому спектру онлайн-инструментов, в том числе к eKool ("электронной школе") — сети управления школами, насчитывающей более 200 000 активных ежедневных пользователей, и Stuudium — комплекту приложений с учебными материалами, инструментами оценки и обмена сообщениями. Для Германии такая ситуация является большой новинкой и вызовом, поскольку страна не настолько диджитализирована, как Эстония, Финляндия или Швеция.
Кому сейчас приходится трудно? Всем педагогам, не имеющим опыта работы в Интернете, традиционным вузам, которые отказывались принимать инновации, преподавателям с недостаточными техническими навыками и многим другим. Проблема высшей школы часто заключается в нежелании вузов пересматривать стандартную модель начитки лекций и заданий. Большинство учащихся онлайн также будут испытывать трудности. Существует множество онлайн-инструментов и программ, позволяющих переосмыслить и найти новые способы эффективного обучения, однако все еще требуется дополнительная поддержка со стороны государства.
Кто победители? Согласно недавней статье Forbes, лидеры китайского eLearning-рынка заработали дополнительные 3,2 млрд. долларов после того, как все обучение перешло в онлайн-режим. Крупнейшим победителем является компания TAL Education, выступившая в качестве партнера по организации бесплатных занятий для более, чем 300 государственных школ по всему Китаю. В феврале акции компании выросли на 20% в связи с ожиданиями сильного роста. Акции компаний New Oriental и GSX Techedu, котирующихся на Нью-Йоркской фондовой бирже, выросли на 7,3% и 40% соответственно. Ожидается, что в 2023 г. китайский рынок онлайн-образования достигнет отметки примерно в 99,3 млрд. долларов.
Многие образовательные компании предлагают свои услуги бесплатно или по сниженным ценам, стремясь привлечь большее число пользователей. Это дает возможность продемонстрировать ценность обучения в режиме онлайн и получить признание. Популярность некоторых онлайн-сервисов находит отражение в активном росте их акций, как можем увидеть на примере Zoom — создателей наиболее популярного приложения для видеоконференций. Сфера электронного обучения предлагает массу возможностей для будущего развития — нужно только правильно их использовать.
Подведем итоги
Пандемия COVID-19 во многом изменила нашу реальность. Вынужденный переход к удаленной работе и дистанционное обучение из-за карантина стали огромным испытанием для нашего общества, последствия которого еще предстоит увидеть. Однако этот кризис может спровоцировать бум в среде eLearning. Инвесторы надеются, что преимущества качественного онлайн-обучения привлекут к этой инициативе большее количество студентов и преподавателей в ближайшем будущем — на долгосрочную перспективу.
Хотите использовать дистанционное обучения для развития вашей организации и ищете лучшее решение? Свяжитесь с нами — мы можем предложить вам уже готовую систему и готовы настроить ее под ваши индивидуальные требования и процессы. Мы всегда открыты к сотрудничеству с вами и готовы обсудить любые идеи и предложения.