Так получилось, что за 2016-2020 я постоянно был ментором молодых ребят до 18 лет на конкурсах по робототехнике, инженерных, стартап-конкурсах, куда берут молодых талантов, и так далее. В списке конкурсов — Intel ISEF, Infomatrix в Румынии, Sikorsky Challenge, iTalent, Diamond Challenge, Innovation Market, Startup Battle и другие.
Почти всегда мне удавалось подготовить своего конкурсанта так, чтобы занять призовые места. Я скопил порядочную коллекцию всяких грамот и благодарностей “за подготовку IT-талантов” и хочу рассказать, как это делал.
Помимо этого, в разное время я был судьей конкурсов, волонтёрил со стороны команды организации конкурсов, а еще меня привлекали как спонсора. Это позволяет говорить, что я видел происходящее со всех сторон.
Надеюсь, что моя инструкция будет полезна и конкурсантам, и менторам, и самим конкурсам, потому что поднимет уровень всех вышеперечисленных. Короче, буду нещадно “палить фишки” и “вскрывать карты” о том, как нужно готовиться к конкурсам, чтобы на них побеждать.
Сергей Кравцов, CEO & co-founder Evergreen
Итак, анатомия конкурса, как я её вижу, выглядит так:
Как для предпринимателя с опытом b2b продаж, а также как для менеджера проектов, для меня всегда было очевидно, что эти пункты нужно рассматривать в комплексе, и было удивительно, как мало конкурсантов и их менторов/наставников/учителей понимают это, ограничиваясь в лучшем случае 2-3 пунктами из 8, основное внимание уделяя проекту. Хотя это — принципиальная ошибка, и ниже я объясню, почему.
Пока попробуем разобрать эти 8 пунктов и понять, как они связаны и влияют друг на друга. Кому лень читать — листайте сразу на диаграмму связей и потом возвращайтесь к интересующим вас пунктам, чтобы в деталях разобрать, что непонятно.
У каждого конкурса есть цель. Для чего этот конкурс вообще проводится? И кто его организовывает? Конкурс — это бизнес-проект, требующий значительных усилий и финансов. Реклама, локация, организация, время жюри, сопутствующие развлечения — всё это требует средств и времени. Так для чего организатор конкурса тратит эти ресурсы и свое время? Кто эти люди? Чего они хотят? Чего они на самом деле хотят?
Что вам дает знание цели:
Не так мало, согласитесь? Стоит потратить туда своё время.
Для того, чтобы получить начальное представление о целях конкурса и организаторах, нужно прочитать сайт конкурса и найти эту информацию. Выглядеть это может примерно так — привожу фрагменты:
Я анализировал цели каждого конкурса, который мы хотели выиграть, и везде находились интересные моменты, очень важные для всей дальнейшей стратегии. Например, в указанном выше есть фокус на вдохновение: значит, жди на конкурсе шоу; если указано про “впровадження інноваційно-освітніх методів і технологій у навчальний процес” то, скорее всего, будет много преподавателей и мало практиков (практикам неинтересно такое).
Понять неявную цель зачастую важнее, чем явную. И как же её понять, если она неявная? Обычно достаточно просто задать вопрос: “Скажите, а для чего проводится этот конкурс?” — кому-то из организаторов (позвонить просто) или участников прошлых лет. Люди не помнят, что написано у них на сайтах, но они удивительным образом способны ответить на простой и неформальный вопрос. Вы услышите очень разные ответы. Например: “Слушайте, нам просто очень важно, чтобы у талантливых детей был шанс приехать и показать реальным профи, что они могут сделать, и получить поддержку и подтверждение, что всё они делают правильно”. Или вы вообще не получите ответ на этот вопрос — это плохой признак.
Еще можно посмотреть, кто побеждал в прошлые годы и что руководство/организаторы конкурса говорили об этом. Обычно всегда есть открытая речь видео или текстом основателя, или организатора конкурса. Не пожалейте 15 минут времени — послушайте.
Какие могут быть неявные цели:
В итоге для вас очень важно дать себе простой честный ответ на вопрос: ваши цели совпадают? Вы хотите того же, что организаторы конкурса? Если нет — сэкономьте себе время, найдите другой конкурс. Если да — вы уже на 15% приблизились к золотой медали. И ниже я поясню, почему.
Обычно это огромный документ в PDF на сайте конкурса, который регламентирует что нужно подавать, в каком виде, кто принимает решения и когда.
Вам этот документ нужно прочитать до того, как подаваться. Если вы ментор, вы должны знать все нюансы. Это поможет обойти острые углы, избежать ошибок и поможет в случае, если организаторы по какой-то причине будут требовать от вас чего-то, что в правилах не указано. Спорить с организаторами — это в целом плохая практика, если вы хотите выиграть, но иногда это происходит, и вы должны быть готовы.
По ошибкам: я не могу сосчитать идиотские кейсы, по типу когда менторы приводили на конкурс подопечного, у которого робот питался от сети 220В при том, что на конкурсе запрещены розетки 220В в целях безопасности.
Что делать, если ваш проект идеально подходит целям конкурса, но противоречит 1-2 пунктам правил? Писать письма заранее с просьбой рассмотреть ваш проект, и сделать исключение. Если не реагируют на письма — звонить и говорить:
“Я написал 2 письма — к сожалению, не получил реакции. Понимаю, что вы очень заняты организацией, но можете ли пояснить, как мне действовать в такой ситуации? Мой проект идеально подходит под конкурс, мы работали над ним 3 месяца, он мог бы стать жемчужиной вашего конкурса и привлечь внимание прессы и жюри, но такая беда — у вас запрещены розетки 220В. Скажите, можно ли как-то сделать исключение? Нет? Как жаль. А может быть, я могу принести бесперебойник или большой аккумулятор? Или что-то такое?”
Это реальный кейс. В одном случае нам разрешили аккумулятор, в другом просто дали удлинитель на стенд.
Помимо правил обратите внимание, что я, понимая цели организаторов показал, что мой проект им подходит, и заранее заручился их поддержкой и вниманием. Это и подобные вещи и есть те +15% к победе, о которых я писал выше.
Придерживаюсь точки зрения, что правила существуют для того, чтобы знать, как действовать, если всё “окей”, и как красиво их обойти, если тебе нужно что-то большее. Правила создают люди, а люди допускают ошибки. На любое правило есть исключения, и на больших нормально организованных конкурсах есть специальные люди, которые разбирают запросы об исключительных ситуациях. Помните, что важны не правила — важны люди, их цели и культура. Правила — это система ограничений, которая делает конкурс справедливым и понятным для всех. Если для этих людей важны правила — вы должны знать их на память и быть готовым защищать свои права согласно правилам. Если людям важно что-то другое, то правила — это просто общий ориентир, как в целом это должно быть.
Итак, вы определились, что цели и правила конкурса вам подходят. Теперь самое время обратить внимание на локацию и культуру проведения.
Найдите видео и фото с прошлых лет и посмотрите, что творится на конкурсе. Не ограничивайтесь “пиарным” видео от организаторов. Поищите в фейсбуке по названию конкурса, найдите Telegram-канал участников.
Что вы можете увидеть интересного, что вообще бывает:
То есть может быть как “страх и ужас”, так и “вау и супер” и намного круче, чем в PR-ролике.
Что вам это дает? Понимание, каких людей вы там встретите. Нужно ли брать отдельно кого-то на помощь для переноса вещей. В каком настроении вам лучше там быть и сколько вам вообще надо людей.
Самое главное — если вы хотите победить, конечно — это понять, насколько активным и ярким вам нужно быть, чтобы привлечь внимание. Чем больше там людей и чем больше хаоса, тем более ярким вы должны быть. Что вы можете сделать?
Организаторы всегда экономят место и часто запрещают дополнительные стенды правилами, но вы же помните, что я писал про правила, да? Ваша цель — запомниться жюри, попасть в СМИ, чтобы вас сняли на видео другие участники и, конечно же, получить фан от всего этого.
То, в принципе, всё то же самое. Посмотрите или спросите, как он организован. Есть ли студия и проф. команда, которая будет снимать на видео вашу экспозицию, или вам предлагается снять видео самому и выложить на ютубчик.
Оба варианта имеют свои плюсы и минусы. Если вас снимают профи — договоритесь с ними, скажите, что вы хотите сделать фан и шоу, и попросите их помочь. Вы сделаете их рабочий день веселее, потому что на самом деле снимать нудящих задротов каждый день — это то еще развлечение.
Если вы снимаете сами — поиграйтесь со звуком и эффектами, сделайте качественный видеомонтаж, сделайте так, чтобы этот ролик хотелось показать своим друзьям.
Цель не меняется: нужно, чтобы вы выделялись и запоминались.
В современных и в онлайновых конкурсах состав жюри зачастую выкладывают прямо на сайте конкурса. Почему важно знать, “кто эти люди”? По той же самой причине, почему мы разбирали цель конкурса: всегда есть явная и неявная мотивация.
От того, насколько ваш проект понравится лично члену жюри, будет зависеть, приобретете вы защитника и поддержку в конкурсной комиссии или не приобретете.
Чего я никогда не делал и не рекомендую делать никогда и никому: не пытайтесь наладить личные отношения с жюри до конкурса (или на конкурсе) или как-то “подмазаться”, “договориться” и т.п.
Почему так?
Вместо этого вы можете сделать совершенно другие вещи, которые повысят ваши шансы на победу:
Если даже вам не удалось понять ничего про судей до конкурса и на самом конкурсе, то самое важное, жизненно необходимое: вы должны адаптировать свою презентацию к каждому, кто подходит к вам задавать вопросы. Как это сделать? Довольно просто, но очень непривычно: спрашивать.
К вам подходит человек задавать вопросы — вы отвечаете? Нет!
К вам подходит человек задавать вопросы — вы спрашиваете! Кто он? Какова его роль? Что он в целом ищет на конкурсе? Что ему тут интересно? Почему он пришел на этот конкурс? Почему он стал судьей этого конкурса? Как судье что ему важно? Что он лично думает о вашем проекте? О вашей стране? Согласен ли он, что у вашего проекта большой потенциал? Что можно улучшить?
Понятно, что нельзя обрушить все эти вопросы сразу. Но всегда сохраняйте режим диалога. Вам задали вопрос — вы коротко ответили, задайте встречный вопрос. Потом позвольте ему задать вопрос, ответьте, задайте свой вопрос. И так вы будете говорить 30 минут вместо пяти. Но вы узнаете очень много и о конкурсе, и о человеке. Получите много ценного и запомнитесь судье.
Поймите, что от того, какую картинку вас и вашего проекта вы создадите в голове у жюри, собственно, и будет зависеть ваш успех на конкурсе.
Ваши коллеги по конкурсу могут быть источником ценнейшей информации и помощи для вас. Я советую дружить с другими конкурсантами и не воспринимать их как конкурентов.
Почему так:
Я всегда поддерживал других участников, помогал чинить сломанных роботов, собирать и разбирать стенды конкурсантам. Это давало хорошие надежные отношения. Выигрывать я предпочитал за счет того, чтобы впечатлять жюри и организаторов.
При этом советую не быть толерантным к читингу других конкурсантов, коррупции и грубым нарушениям правил. А также не будьте толерантными к людям, которые исподтишка портят стенды другим или мешают. Играйте “в белую” и требуйте того же от других. Это делает атмосферу конкурса лучше.
Такое отношение позволит вам найти союзников, друзей и просто хороших знакомых. С некоторыми из них вы захотите строить новые проекты в будущем.
Спонсоры — это те, кто дают деньги организаторам и призы участникам.
Они очень редко напрямую влияют на принятие решений о местах на конкурсе, и обычно очень плохо знают внутреннюю механику конкурса. Так что “кому что говорить” и “кому что важно услышать” они вам тоже не скажут.
Но они могут дать вам то, что вы унесете с конкурса. Это призы/награды и возможности.
С призами и наградами всё просто. Даже если вы не получили призовое место, у вас есть шанс получить “специальный приз”. Его обычно распределяют спонсоры тем, кто им просто понравился. В отличие от судьи, спонсор никак не обязан аргументировать свое решение. Так что вы заинтересованы понравиться спонсорам.
С возможностями всё куда интереснее. Спонсоры, которые несут деньги, несут всегда не последние деньги. Помимо денег у них есть их собственная сеть знакомств и связей. То, что они принесли деньги именно на этот конкурс, означает, что они разделяют цели конкурса и доверяют организаторам. То есть, у них уже есть что-то общее с вами. Поговорите с ними. Спросите, что им интересно в конкурсах. Какие проекты они поддерживают. Есть ли у них программа поддержки стартапов или студенческих проектов вне этого конкурса. Вы удивитесь, но у многих компаний есть такая программа. О ней не написано нигде на сайте конкурса. О ней не говорят со сцены, а она есть.
Даже если программы поддержки нет, представитель спонсора может получить для вас поддержку от своей компании. Что значит такая поддержка, что бывает:
Неплохо, согласитесь? Особенно контрастирует с тем, что все постоянно кричат, какая низкая господдержка для молодых инноваторов. С господдержкой и правда всё не очень, но в целом поддержку найти реально. Нужно просто говорить, проявлять интерес, спрашивать и узнавать. Вопрос, который вы должны запомнить как минимум из этого раздела, звучит так: “Скажите, как ваша компания может поддержать проект типа моего? Что нужно, чтобы получить поддержку от вас?”
Менторы — это люди, которые пришли делиться знаниями. Ментор — тот, кто уже прошел путь, который ты хочешь пройти, и может “провести тебя за руку” или как минимум подсказать, где есть подводные камни и что тебя ждет впереди.
Какая может быть мотивация у высокооплачиваемых профессионалов, успешных предпринимателей или у гениальных ученых делиться знаниями?
Знания ничего не стоят, когда они у тебя уже есть. А горящие глаза и ощущение себя живым — бесценно. Передавая свои знания другим, вы открываете для себя возможность узнать что-то новое. А увидев, как ваши знания используют на практике, вы чувствуете, что жизнь прожита не зря и что-то хорошее в этой жизни вы сделали.
Вот какая-то такая мотивация. Поэтому если у конкурса есть менторская программа — обязательно подавайтесь на неё. Вы получите массу полезных советов и обойдете кучу препятствий на пути, о существовании которых пока даже не подозреваете. Это круче, чем учебник или даже учитель. Ментор не будет “пихать вас” к успеху, но хороший ментор даст вам ответы на вопросы, когда они возникнут, и понимание в целом что и как делать.
Пару слов о плохих и неподходящих вам менторах. Если вам не подходит ментор — вежливо попрощайтесь. Ментор, с которым вы “не сошлись” и советам которого не можете следовать, — это худшее, что может у вас быть.
При этом хорошего ментора надо ценить, хвалить, уважать и благодарить. Если даже вы использовали всего один совет, но этот совет вам помог, не поленитесь произнести за него слова благодарности. Не надо показухи и лести — просто признания будет достаточно. Кстати, в Украине, например, модно хвалить за гениальность молодых талантов, но за ними стоит всегда минимум один ментор/наставник. О нем традиционно никто не вспоминает — а это, честно скажу, обидно. Не делайте так, признавайте заслуги наставников, и тогда больше людей будут готовы стать менторами.
Кстати, ментор не обязательно один. Вы можете для своего подопечного или для себя найти менторов по разным направлениям. Командная работа на конкурсе — это очень важно, и ниже вы узнаете, почему.
Я специально поставил этот пункт так низко, потому что большинство конкурсов, конкурсантов, наставников и учителей ставят проект на первое место. Это ошибочно.
На основании того, что вы уже прочитали выше, вы знаете, что очень важны цели людей, которые будут смотреть ваш проект. Исходя из этого, проект можно разделить на такие части:
Обратите внимание: тут ни слова о технике. Удивительно, правда?
По сути это то, о чем твой проект. Его основная Идея, Реализация, а также Фишки, которые ты добавишь в проект, чтобы сделать его более привлекательным.
Звучит непонятно и отличается от общепринятого? Давайте разберем на примерах.
Идея проекта — это то, что заставляет твоё сердце трепетать и то, что ты хочешь сделать всей душой. Что это может быть? Проводить удаленные хирургические операции, чтобы при этом видеть и чувствовать всё так, как будто находишься прямо в операционной? Играть со своей собакой, находясь за 100 км от дома, как будто ты с ней в одной комнате? Это что-то большое, зачастую абстрактно-эмоциональное. Хорошая идея вызывает реакцию “это круто, но непонятно, как это сделать”. Почему важна реакция “это круто”? Потому что решения принимают живые люди, и вы должны их впечатлить. Если ваша идея недостаточно крута, вы их не поразите.
Отдельного замечания заслуживают крутые, но заведомо нереалистичные или популистские идеи. Например, “вечный двигатель” или “золото из любого материала”. Они будоражат умы, и все хотят, чтобы они были реализованы. Но такие идеи никогда не побеждают — по крайней мере, на нормальных конкурсах. Не думайте даже в ту сторону.
А куда думать? Думайте о том, что волнует лично вас и в чем вы что-то понимаете. Более конкретного совета в столь сжатой форме изложения я дать не могу. Но есть много книг и статей на тему того, как “родить” идею проекта или стартапа. Читайте их.
Для начала будет достаточно запомнить, что идея должна быть крутая, интересующая лично вас и не обязательно такая, которую вы сможете полностью реализовать в одном проекте.
Основной прикол всех технических конкурсов для школьников и студентов в том, что это — по сути большой парад недоделок. Жестко звучит? Зато реалистично.
С тем, что нужно декларировать более или менее крутую идею и описывать её наукообразными словами, все уже разобрались. И получаются удивительные вещи типа того, что щетка для обуви с моторчиком и батарейками называется не иначе как “инновационный робот-клинер”. У меня для вас плохая новость: это не работает на международных конкурсах. Вам нужно делать классно, красиво и привлекательно.
Если вы хотите призовое место на международных конкурсах — посмотрите, как выглядят те работы, которые выиграли в прошлые годы, и сделайте как минимум не хуже.
Немного общих советов:
Вносите в реализацию нестандарт — то, что повысит эффективность и запомнится. Специально вводите элементы, которыми вы можете запомниться и отличиться. Что это может быть:
На конкурсах не ждут очень классно работающие скучные вещи — выделяйтесь.
Полная версия доступна в PDF.