Подготовка к международным конкурсам для учеников и студентов: Handbook для менторов и конкурсантов 8 Подготовка к международным конкурсам для учеников и студентов: Handbook для менторов и конкурсантов 9 Подготовка к международным конкурсам для учеников и студентов: Handbook для менторов и конкурсантов 10

Подготовка к международным конкурсам для учеников и студентов: Handbook для менторов и конкурсантов

Так получилось, что за 2016-2020 я постоянно был ментором молодых ребят до 18 лет на конкурсах по робототехнике, инженерных, стартап-конкурсах, куда берут молодых талантов, и так далее. В списке конкурсов — Intel ISEF, Infomatrix в Румынии, Sikorsky Challenge, iTalent, Diamond Challenge, Innovation Market, Startup Battle и другие.

Почти всегда мне удавалось подготовить своего конкурсанта так, чтобы занять призовые места. Я скопил порядочную коллекцию всяких грамот и благодарностей “за подготовку IT-талантов” и хочу рассказать, как это делал.

Помимо этого, в разное время я был судьей конкурсов, волонтёрил со стороны команды организации конкурсов, а еще меня привлекали как спонсора. Это позволяет говорить, что я видел происходящее со всех сторон.

Надеюсь, что моя инструкция будет полезна и конкурсантам, и менторам, и самим конкурсам, потому что поднимет уровень всех вышеперечисленных. Короче, буду нещадно “палить фишки” и “вскрывать карты” о том, как нужно готовиться к конкурсам, чтобы на них побеждать.

Сергей Кравцов, CEO Evergreen

Сергей Кравцов, CEO & co-founder Evergreen

Читати українською

Скачать PDF

Анатомия конкурса

Итак, анатомия конкурса, как я её вижу, выглядит так:

  1. Цель конкурса (и организаторы).
  2. Правила конкурса.
  3. Место проведения и культура конкурса.
  4. Жюри конкурса.
  5. Другие конкурсанты.
  6. Спонсоры конкурса.
  7. Менторы конкурса.
  8. Твой проект, который ты показываешь на конкурсе.

Как для предпринимателя с опытом b2b продаж, а также как для менеджера проектов, для меня всегда было очевидно, что эти пункты нужно рассматривать в комплексе, и было удивительно, как мало конкурсантов и их менторов/наставников/учителей понимают это, ограничиваясь в лучшем случае 2-3 пунктами из 8, основное внимание уделяя проекту. Хотя это — принципиальная ошибка, и ниже я объясню, почему. 

Пока попробуем разобрать эти 8 пунктов и понять, как они связаны и влияют друг на друга. Кому лень читать — листайте сразу на диаграмму связей и потом возвращайтесь к интересующим вас пунктам, чтобы в деталях разобрать, что непонятно.

Цель конкурса

У каждого конкурса есть цель. Для чего этот конкурс вообще проводится? И кто его организовывает? Конкурс — это бизнес-проект, требующий значительных усилий и финансов. Реклама, локация, организация, время жюри, сопутствующие развлечения — всё это требует средств и времени. Так для чего организатор конкурса тратит эти ресурсы и свое время? Кто эти люди? Чего они хотят? Чего они на самом деле хотят? 

Что вам дает знание цели:

  • понимание, какие проекты нужно подавать на конкурс, какие проекты там хотят видеть организаторы;
  • понимание, прозрачен ли конкурс, или это — “карманный конкурс для своих”, и на него вообще не стоит ехать;
  • понимание, какие люди, скорее всего, будут в составе жюри;
  • понимание, что важно людям, которых вы встретите на конкурсе;
  • понимание вероятности наличия недекларированных правил и каких именно.

Не так мало, согласитесь? Стоит потратить туда своё время. 

Явная, задекларированная цель

Для того, чтобы получить начальное представление о целях конкурса и организаторах, нужно прочитать сайт конкурса и найти эту информацию. Выглядеть это может примерно так — привожу фрагменты:

  • Украинский конкурс: Надати українській молоді можливість отримати найкращі ІТ компетенції та закласти фундамент для професійної реалізації”.
  • Американский: Содействие пониманию и оценке науки и той жизненно важной роли, которую она играет в развитии человечества: информирование, обучение и вдохновение”.

Я анализировал цели каждого конкурса, который мы хотели выиграть, и везде находились интересные моменты, очень важные для всей дальнейшей стратегии. Например, в указанном выше есть фокус на вдохновение: значит, жди на конкурсе шоу; если указано про “впровадження інноваційно-освітніх методів і технологій у навчальний процес” то, скорее всего, будет много преподавателей и мало практиков (практикам неинтересно такое).

цель конкурса

 

Неявная, скрытая цель и организаторы

Понять неявную цель зачастую важнее, чем явную. И как же её понять, если она неявная? Обычно достаточно просто задать вопрос: “Скажите, а для чего проводится этот конкурс?” — кому-то из организаторов (позвонить просто) или участников прошлых лет. Люди не помнят, что написано у них на сайтах, но они удивительным образом способны ответить на простой и неформальный вопрос. Вы услышите очень разные ответы. Например: Слушайте, нам просто очень важно, чтобы у талантливых детей был шанс приехать и показать реальным профи, что они могут сделать, и получить поддержку и подтверждение, что всё они делают правильно”Или вы вообще не получите ответ на этот вопрос — это плохой признак. 

Еще можно посмотреть, кто побеждал в прошлые годы и что руководство/организаторы конкурса говорили об этом. Обычно всегда есть открытая речь видео или текстом основателя, или организатора конкурса. Не пожалейте 15 минут времени — послушайте. 

Какие могут быть неявные цели:

  • пиар организаторов конкурса (конкурс нужен, чтобы показать какой организатор/генеральный спонсор крутой и инновационный);
  • распил бюджета (конкурс вообще никому не нужен — его надо просто провести, потому что на него выделили деньги);
  • междусобойчик, чтобы раздать медали своим (в конкурсе каждый год участвуют одни и те же люди, и только меняются местами);
  • коммерческий конкурс для пиара спонсоров (набрали денег со спонсоров — теперь нужно сделать инфоповод, пригласить очень много СМИ, чтобы СМИ услышали о том, какие спонсоры молодцы и поддерживают тему);
  • показать гениальность какого-то одного региона (обычно видно по количеству медалей из какого региона, например, страна А суммарно набрала столько же медалей, как все остальные страны вместе взятые);
  • пиар госинституции, например, министерства какого-то, которое и “спонсирует банкет” (на конкурсе будет много госчиновников, толкающих нудные речи о перспективах и развитии);
  • устроить шоу, развлечь участников (много развлечений на конкурсе);
  • отбор самых лучших конкурсантов для других программ (победителям конкурса предлагают гранты, обучение в вузах и т.п.);
  • покупка технологий с конкурсов (победителям дают контракты с коммерческими компаниями);
  • и так далее — список бесконечен. Неявные цели — не обязательно плохо, о них просто не пишут явно, вы можете их понять только сами по косвенным признакам или общаясь с участниками.

В итоге для вас очень важно дать себе простой честный ответ на вопрос: ваши цели совпадают? Вы хотите того же, что организаторы конкурса? Если нет — сэкономьте себе время, найдите другой конкурс. Если да — вы уже на 15% приблизились к золотой медали. И ниже я поясню, почему.

Правила конкурса

Обычно это огромный документ в PDF на сайте конкурса, который регламентирует что нужно подавать, в каком виде, кто принимает решения и когда.

Вам этот документ нужно прочитать до того, как подаваться. Если вы ментор, вы должны знать все нюансы. Это поможет обойти острые углы, избежать ошибок и поможет в случае, если организаторы по какой-то причине будут требовать от вас чего-то, что в правилах не указано. Спорить с организаторами — это в целом плохая практика, если вы хотите выиграть, но иногда это происходит, и вы должны быть готовы.

По ошибкам: я не могу сосчитать идиотские кейсы, по типу когда менторы приводили на конкурс подопечного, у которого робот питался от сети 220В при том, что на конкурсе запрещены розетки 220В в целях безопасности. 

Что делать, если ваш проект идеально подходит целям конкурса, но противоречит 1-2 пунктам правил? Писать письма заранее с просьбой рассмотреть ваш проект, и сделать исключение. Если не реагируют на письма — звонить и говорить:

“Я написал 2 письма — к сожалению, не получил реакции. Понимаю, что вы очень заняты организацией, но можете ли пояснить, как мне действовать в такой ситуации? Мой проект идеально подходит под конкурс, мы работали над ним 3 месяца, он мог бы стать жемчужиной вашего конкурса и привлечь внимание прессы и жюри, но такая беда — у вас запрещены розетки 220В. Скажите, можно ли как-то сделать исключение? Нет? Как жаль. А может быть, я могу принести бесперебойник или большой аккумулятор? Или что-то такое?”

Это реальный кейс. В одном случае нам разрешили аккумулятор, в другом просто дали удлинитель на стенд. 

Помимо правил обратите внимание, что я, понимая цели организаторов показал, что мой проект им подходит, и заранее заручился их поддержкой и вниманием. Это и подобные вещи и есть те +15% к победе, о которых я писал выше. 

Придерживаюсь точки зрения, что правила существуют для того, чтобы знать, как действовать, если всё “окей”, и как красиво их обойти, если тебе нужно что-то большее. Правила создают люди, а люди допускают ошибки. На любое правило есть исключения, и на больших нормально организованных конкурсах есть специальные люди, которые разбирают запросы об исключительных ситуациях. Помните, что важны не правила — важны люди, их цели и культура. Правила — это система ограничений, которая делает конкурс справедливым и понятным для всех. Если для этих людей важны правила — вы должны знать их на память и быть готовым защищать свои права согласно правилам. Если людям важно что-то другое, то правила — это просто общий ориентир, как в целом это должно быть.правила конкурса

Место проведения и культура конкурса

Итак, вы определились, что цели и правила конкурса вам подходят. Теперь самое время обратить внимание на локацию и культуру проведения.

Найдите видео и фото с прошлых лет и посмотрите, что творится на конкурсе. Не ограничивайтесь “пиарным” видео от организаторов. Поищите в фейсбуке по названию конкурса, найдите Telegram-канал участников. 

Что вы можете увидеть интересного, что вообще бывает:

  • конкурс проводится на разных локациях: между ними нужно ходить, и стоит позаботиться о том, чтобы было удобно брать с собой все необходимое;
  • конкурс в коридоре, стенды “мордой в стену” с таким расстоянием между участниками, которое просто не позволяет пройти от стенда к стенду, если не двигаться “бочком” — очевидно, что прессы на таком конкурсе не будет, нормального жюри тоже;
  • конкурс типа “муравейник и хаос”: всё вроде бы культурно, места достаточно, но постоянно идет какое-то движение народа, заходят-уходят люди, невозможно завести диалог с кем-либо, потому что идет постоянное бурление масс. Особенно характерно для массовых бесплатных конкурсов и всяких “ярмарок”;
  • конкурс на заброшенном заводе, наспех оборудованном под “лофт”: нет отопления, нормального транспорта, картинка красивая, но по факту народ быстренько прибегает, делает селфи с конкурсантами, говорит: “Холодно/жарко тут у вас!” — и уезжает;
  • конкурс проходит в маленьких помещениях, а для “пиара” сняли один красивый зал, где делают фоточки;
  • отличная организация, шоу для конкурсантов, всё красиво, все в футболках конкурса — красота;
  • зонирование локаций, роботы не пересекаются с ПО и с кинофильмами, четкое расписание, дающее возможность посмотреть всё экспо. Ограничение на количество людей в какой-то одной зоне, чтобы не было хаоса. 

То есть может быть как “страх и ужас”, так и “вау и супер” и намного круче, чем в PR-ролике.атмосфера конкурса

Что вам это дает? Понимание, каких людей вы там встретите. Нужно ли брать отдельно кого-то на помощь для переноса вещей. В каком настроении вам лучше там быть и сколько вам вообще надо людей. 

Самое главное — если вы хотите победить, конечно — это понять, насколько активным и ярким вам нужно быть, чтобы привлечь внимание.  Чем больше там людей и чем больше хаоса, тем более ярким вы должны быть. Что вы можете сделать?

  • Привезите большой монитор или телевизор, и подготовьте захватывающий видеоматериал;
  • возьмите с собой колонки (bluetooth-колонка — норм вещь) — это позволит и прокрутить звук, и развлекать других в перерывах (об отношении с другими участниками читайте ниже); 
  • сделайте яркие постеры или дополнительные стенды;
  • сделайте какие-то вирусные штуки, которые вы можете раздавать на стендах (шоколадки с лого и наклейки с названием вашего продукта — это самое банальное, придумайте что-то получше).

Организаторы всегда экономят место и часто запрещают дополнительные стенды правилами, но вы же помните, что я писал про правила, да? Ваша цель — запомниться жюри, попасть в СМИ, чтобы вас сняли на видео другие участники и, конечно же, получить фан от всего этого.  

А если это онлайн-конкурс?

То, в принципе, всё то же самое. Посмотрите или спросите, как он организован. Есть ли студия и проф. команда, которая будет снимать на видео вашу экспозицию, или вам предлагается снять видео самому и выложить на ютубчик. 

Оба варианта имеют свои плюсы и минусы. Если вас снимают профи — договоритесь с ними, скажите, что вы хотите сделать фан и шоу, и попросите их помочь. Вы сделаете их рабочий день веселее, потому что на самом деле снимать нудящих задротов каждый день — это то еще развлечение. 

Если вы снимаете сами — поиграйтесь со звуком и эффектами, сделайте качественный видеомонтаж, сделайте так, чтобы этот ролик хотелось показать своим друзьям. 

online конкурс

Цель не меняется: нужно, чтобы вы выделялись и запоминались. 

Жюри конкурса

В современных и в онлайновых конкурсах состав жюри зачастую выкладывают прямо на сайте конкурса. Почему важно знать, “кто эти люди”? По той же самой причине, почему мы разбирали цель конкурса: всегда есть явная и неявная мотивация.

От того, насколько ваш проект понравится лично члену жюри, будет зависеть, приобретете вы защитника и поддержку в конкурсной комиссии или не приобретете. 

Чего я никогда не делал и не рекомендую делать никогда и никому: не пытайтесь наладить личные отношения с жюри до конкурса (или на конкурсе) или как-то “подмазаться”, “договориться” и т.п.  

Почему так?

  • Это неэтично. Это вызовет конфликт интересов и это — форма коррупции. Коррумпированные конкурсы — это зло, они крадут шансы у действительно достойных участников, и со временем на них перестают ходить нормальные люди. 
  • Вы поставите члена жюри в неудобное положение. Если его будут спрашивать прямо – есть ли у него личные отношения с вами – ему придётся врать. 
  • В жюри идут люди, которые разделяют цели конкурса. Если это не конкурс-междусобойчик, то они хотят награждать достойных и лучших. Любая попытка повлиять на судейство будет воспринята ими как недостойное поведение, и вы получите обратный эффект.жюри конкурса

Вместо этого вы можете сделать совершенно другие вещи, которые повысят ваши шансы на победу:

  • вы можете понять, какой предыдущий опыт судей, и что им важно. Если вы можете найти их профили на Facebook или LinkedIn, то можете узнать о них больше и понять, что вероятно они ищут. Например, если там все из бизнеса — не готовьтесь к теоретическим вопросам, но готовьтесь отвечать на вопрос: “Как вы на этом будете зарабатывать?” 99% конкурсантов, которых я видел, не готовы дать внятный ответ.
  • Вы можете задавать им вопрос: “По каким критериям происходит оценка?” “Как вы выбираете лучших?” “Что вы считаете важным?” Если есть сессия знакомства с жюри до начала конкурса, это — законные вопросы, которые не представят вас или жюри в плохом свете. Если такой сессии нет, вы можете задать этот вопрос в перерыве. Если вы ментор, можете просто прийти к оргам или жюри и задать этот вопрос, сопроводив его уведомлением, что правила и цели конкурса вы читали, но вам интересно услышать “из первых уст”. И что вы не имеете в виду подстраиваться под то, что они скажут, но вам хочется понять “как обеспечивается прозрачность и выбор действительно лучших”. Это серьезный запрос, который даст вам право потом задавать другие менее удобные вопросы, особенно, если вы будете не согласны с результатами. 
  • Постарайтесь понять влияние организаторов и спонсоров на судей. Например, если они все из одной компании — это не очень хорошо. С другой стороны, вам просто надо понять расстановку сил. Иногда жюри — чисто номинальное, и всё на самом деле решают организаторы. Если вы будете знать это заранее, вы можете сэкономить нервы и не сильно волноваться, отвечая на вопросы жюри, а сосредоточиться на том, чтобы ваш проект был привлекателен и соответствовал целям организаторов. 

Если даже вам не удалось понять ничего про судей до конкурса и на самом конкурсе, то самое важное, жизненно необходимое: вы должны адаптировать свою презентацию к каждому, кто подходит к вам задавать вопросы. Как это сделать? Довольно просто, но очень непривычно: спрашивать.

К вам подходит человек задавать вопросы — вы отвечаете? Нет!

К вам подходит человек задавать вопросы — вы спрашиваете! Кто он? Какова его роль? Что он в целом ищет на конкурсе? Что ему тут интересно? Почему он пришел на этот конкурс? Почему он стал судьей этого конкурса? Как судье что ему важно? Что он лично думает о вашем проекте? О вашей стране? Согласен ли он, что у вашего проекта большой потенциал? Что можно улучшить? сессия знакомства

Понятно, что нельзя обрушить все эти вопросы сразу. Но всегда сохраняйте режим диалога. Вам задали вопрос — вы коротко ответили, задайте встречный вопрос. Потом позвольте ему задать вопрос, ответьте, задайте свой вопрос. И так вы будете говорить 30 минут вместо пяти. Но вы узнаете очень много и о конкурсе, и о человеке. Получите много ценного и запомнитесь судье. 

Поймите, что от того, какую картинку вас и вашего проекта вы создадите в голове у жюри, собственно, и будет зависеть ваш успех на конкурсе. 

Другие конкурсанты

Ваши коллеги по конкурсу могут быть источником ценнейшей информации и помощи для вас. Я советую дружить с другими конкурсантами и не воспринимать их как конкурентов.

Почему так:

  • если они объективно лучше подготовлены — признайте это, но это всё еще не значит, что выиграют они;
  • если они объективно хуже подготовлены — тоже признайте, но это не значит, что выиграете вы;
  • если вы будете воспринимать их как врагов, они не будут делиться с вами, вы не будете делиться с ними — каждый будет сидеть по своим углам;
  • вместо этого вы можете вместе поехать на экскурсию, поиграть в баскетбол, погулять по городу, сходить на концерт, да и просто обменяться опытом;
  • они расскажут вам многое из того, что позволит лучше подготовиться к этому и другим конкурсам; обязательно расспросите их о других конкурсах, в которых они участвовали. Там вы точно не конкуренты — они смогут рассказать вам факты, приемы и фишки, которых вы не узнаете из интернета;
  • они позволят вам воспользоваться “окном возможности”, если оно будет. Это выглядит, например, так: “Приходи скорее, тут судья по робототехнике нам рассказывает, что он считает самым важным для проекта”. Удивительно ли потом, что все те, кто был в коридоре в тот день, распределили между собой первые 5 мест? Как по мне — нет. Причем сомневаюсь, что судья даже запомнил их в лицо. другие конкурсанты

Я всегда поддерживал других участников, помогал чинить сломанных роботов, собирать и разбирать стенды конкурсантам. Это давало хорошие надежные отношения. Выигрывать я предпочитал за счет того, чтобы впечатлять жюри и организаторов.

При этом советую не быть толерантным к читингу других конкурсантов, коррупции и грубым нарушениям правил. А также не будьте толерантными к людям, которые исподтишка портят стенды другим или мешают. Играйте “в белую” и требуйте того же от других. Это делает атмосферу конкурса лучше.

Такое отношение позволит вам найти союзников, друзей и просто хороших знакомых. С некоторыми из них вы захотите строить новые проекты в будущем. 

Спонсоры конкурса

Спонсоры — это те, кто дают деньги организаторам и призы участникам. 

Они очень редко напрямую влияют на принятие решений о местах на конкурсе, и обычно очень плохо знают внутреннюю механику конкурса. Так что “кому что говорить” и “кому что важно услышать” они вам тоже не скажут.

Но они могут дать вам то, что вы унесете с конкурса. Это призы/награды и возможности. 

С призами и наградами всё просто. Даже если вы не получили призовое место, у вас есть шанс получить “специальный приз”. Его обычно распределяют спонсоры тем, кто им просто понравился. В отличие от судьи, спонсор никак не обязан аргументировать свое решение. Так что вы заинтересованы понравиться спонсорам.

С возможностями всё куда интереснее. Спонсоры, которые несут деньги, несут всегда не последние деньги. Помимо денег у них есть их собственная сеть знакомств и связей. То, что они принесли деньги именно на этот конкурс, означает, что они разделяют цели конкурса и доверяют организаторам. То есть, у них уже есть что-то общее с вами. Поговорите с ними. Спросите, что им интересно в конкурсах. Какие проекты они поддерживают. Есть ли у них программа поддержки стартапов или студенческих проектов вне этого конкурса. Вы удивитесь, но у многих компаний есть такая программа. О ней не написано нигде на сайте конкурса. О ней не говорят со сцены, а она есть.

призы и спонсоры

Даже если программы поддержки нет, представитель спонсора может получить для вас поддержку от своей компании. Что значит такая поддержка, что бывает:

  • менторство профессионалами компании (куда бежать, что учить, как решить прикладную проблему и т.п.);
  • покупка запчастей, комплектующих за деньги компании;
  • доступ к оборудованию (3D-принтеры, станки, микроскопы, суперкомпьютеры);
  • возможность пройти стажировку или получить рабочее место для своего проекта в офисе компании;
  • оплата авиабилетов, проживания и прочего для вас при условии, что вы участвуете в конкурсе “в футболке” или от имени его организации;
  • если это — инвестфонд или грантовая организация, то деньги — живые деньги — на реализацию проекта и многое другое.

Неплохо, согласитесь? Особенно контрастирует с тем, что все постоянно кричат, какая низкая господдержка для молодых инноваторов. С господдержкой и правда всё не очень, но в целом поддержку найти реально. Нужно просто говорить, проявлять интерес, спрашивать и узнавать. Вопрос, который вы должны запомнить как минимум из этого раздела, звучит так: “Скажите, как ваша компания может поддержать проект типа моего? Что нужно, чтобы получить поддержку от вас?”

Менторы конкурса

Менторы — это люди, которые пришли делиться знаниями. Ментор — тот, кто уже прошел путь, который ты хочешь пройти, и может “провести тебя за руку” или как минимум подсказать, где есть подводные камни и что тебя ждет впереди. 

Какая может быть мотивация у высокооплачиваемых профессионалов, успешных предпринимателей или у гениальных ученых делиться знаниями? 

Знания ничего не стоят, когда они у тебя уже есть. А горящие глаза и ощущение себя живым — бесценно. Передавая свои знания другим, вы открываете для себя возможность узнать что-то новое. А увидев, как ваши знания используют на практике, вы чувствуете, что жизнь прожита не зря и что-то хорошее в этой жизни вы сделали.

Вот какая-то такая мотивация. Поэтому если у конкурса есть менторская программа — обязательно подавайтесь на неё. Вы получите массу полезных советов и обойдете кучу препятствий на пути, о существовании которых пока даже не подозреваете. Это круче, чем учебник или даже учитель. Ментор не будет “пихать вас” к успеху, но хороший ментор даст вам ответы на вопросы, когда они возникнут, и понимание в целом что и как делать.менторы конкурса

Пару слов о плохих и неподходящих вам менторах. Если вам не подходит ментор — вежливо попрощайтесь. Ментор, с которым вы “не сошлись” и советам которого не можете следовать, — это худшее, что может у вас быть. 

При этом хорошего ментора надо ценить, хвалить, уважать и благодарить. Если даже вы использовали всего один совет, но этот совет вам помог, не поленитесь произнести за него слова благодарности. Не надо показухи и лести — просто признания будет достаточно. Кстати, в Украине, например, модно хвалить за гениальность молодых талантов, но за ними стоит всегда минимум один ментор/наставник. О нем традиционно никто не вспоминает — а это, честно скажу, обидно. Не делайте так, признавайте заслуги наставников, и тогда больше людей будут готовы стать менторами.

Кстати, ментор не обязательно один. Вы можете для своего подопечного или для себя найти менторов по разным направлениям. Командная работа на конкурсе — это очень важно, и ниже вы узнаете, почему. 

Твой проект, который ты показываешь на конкурсе

Я специально поставил этот пункт так низко, потому что большинство конкурсов, конкурсантов, наставников и учителей ставят проект на первое место. Это ошибочно. 

На основании того, что вы уже прочитали выше, вы знаете, что очень важны цели людей, которые будут смотреть ваш проект. Исходя из этого, проект можно разделить на такие части:

  1. Сам проект: что ты делаешь и для чего.
  2. Упаковка: как ты проводишь соответствие целей и задач конкурса и концепции.
  3. Презентация: как именно ты рассказываешь о проекте.

Обратите внимание: тут ни слова о технике. Удивительно, правда? 

Сам проект

По сути это то, о чем твой проект. Его основная Идея, Реализация, а также Фишки, которые ты добавишь в проект, чтобы сделать его более привлекательным. 

Звучит непонятно и отличается от общепринятого? Давайте разберем на примерах. 

Идея

Идея проекта — это то, что заставляет твоё сердце трепетать и то, что ты хочешь сделать всей душой. Что это может быть? Проводить удаленные хирургические операции, чтобы при этом видеть и чувствовать всё так, как будто находишься прямо в операционной? Играть со своей собакой, находясь за 100 км от дома, как будто ты с ней в одной комнате? Это что-то большое, зачастую абстрактно-эмоциональное. Хорошая идея вызывает реакцию “это круто, но непонятно, как это сделать”. Почему важна реакция “это круто”? Потому что решения принимают живые люди, и вы должны их впечатлить. Если ваша идея недостаточно крута, вы их не поразите. 

Отдельного замечания заслуживают крутые, но заведомо нереалистичные или популистские идеи. Например, “вечный двигатель” или “золото из любого материала”. Они будоражат умы, и все хотят, чтобы они были реализованы. Но такие идеи никогда не побеждают — по крайней мере, на нормальных конкурсах. Не думайте даже в ту сторону.

А куда думать? Думайте о том, что волнует лично вас и в чем вы что-то понимаете. Более конкретного совета в столь сжатой форме изложения я дать не могу. Но есть много книг и статей на тему того, как “родить” идею проекта или стартапа. Читайте их. 

Для начала будет достаточно запомнить, что идея должна быть крутая, интересующая лично вас и не обязательно такая, которую вы сможете полностью реализовать в одном проекте.

презентация идеи

 

Реализация

Основной прикол всех технических конкурсов для школьников и студентов в том, что это — по сути большой парад недоделок. Жестко звучит? Зато реалистично. 

С тем, что нужно декларировать более или менее крутую идею и описывать её наукообразными словами, все уже разобрались. И получаются удивительные вещи типа того, что щетка для обуви с моторчиком и батарейками называется не иначе как “инновационный робот-клинер”. У меня для вас плохая новость: это не работает на международных конкурсах. Вам нужно делать классно, красиво и привлекательно. 

Если вы хотите призовое место на международных конкурсах — посмотрите, как выглядят те работы, которые выиграли в прошлые годы, и сделайте как минимум не хуже.

Немного общих советов:

  • используйте самые крутые и современные технологии, до которых вы можете дотянуться. Если все делают на Arduino — не делайте на нем, найдите что-то покруче;
  • всеми силами избегайте ощущения недоделанности или халтурности;
  • вычищайте хвосты, изолируйте контакты, красьте корпус, делайте комментарии в коде и так далее;
  • обязательно тратьте минимум неделю до конкурса на тестирование и вычистку проекта перед конкурсом. Last-night-result не выигрывает;
  • делайте брендинг проекта, нарисуйте и наносите на корпус логотип, делайте цветовое решение;
  • думайте о презентационном стенде, делайте его сразу с проектом.
Фишки

Вносите в реализацию нестандарт — то, что повысит эффективность и запомнится. Специально вводите элементы, которыми вы можете запомниться и отличиться. Что это может быть:

  • необычный дизайн, корпус, расцветка;
  • бессмысленные для идеи, но цепляющие элементы, например, робот, говорящий с узнаваемым акцентом, какая-то классная яркая механика;
  • технические инновации, полезные и необычные способы решить привычную проблему.

На конкурсах не ждут очень классно работающие скучные вещи — выделяйтесь.

Полная версия доступна в PDF.

Скачать PDF

17.10.2020
Используемые в статье картинки взяты из открытых источников и используются как иллюстрации.
Хотите обсудить ваш проект или заказать разработку?
Отправить
Цей сайт є українською мовою. Ви можете переключити мову у меню, або зробити це зараз.