Родилась идея нового проекта, есть финансирование, нашли хорошую команду разработки, думаете всё, дело в шляпе? Запускаем продукт и начинаем зарабатывать деньги? К сожалению, всё не так, и шансов не запуститься по-прежнему много. Кейсы ниже – реальные истории Evergreen и наших клиентов, стоили нам и им больших денег, много несбывшихся надежд и времени. Делимся опытом, чтобы помочь избежать ошибок.
Проблема идеи всё-для-всех в том, что можно сделать всё-для-никого. В 2010 году мы делали для клиента сервис поиска компаний с рекомендациями, который должен был избавить рынок от царившего тогда хаоса в allbiz, price.ua и других каталогов компаний. Суть простая: пишешь в поиске Пицца и он говорит тебе кто в это время в этом регионе (районе города) делает пиццу и за сколько, с отображением на карте и ценой.
Были деньги - только в разработку вложили больше $10К на 1 этап и потом порядка $2-3К в месяц на развитие. Был партнер по продвижению, который был готов бесплатно сделать SEO за интерес в будущей монетизации.
Проект запустили. Для того чтобы наполнять наняли специальных менеджеров, которые обзванивали компании и предлагали бесплатное размещение. Скрипт звонка был простой и безотказный: просто дайте информацию о вас, мы сами всё внесем. Наняли контент-специалистов, которые вносили собранную информацию. Вложили деньги в контектсную рекламу чтобы это продвинуть пока не подымется по SEO.
Итог: за полгода операционной деятельности наполнили до 10 тыс. компаний, увы, это мизер в масштабах Киева. Полноценно не запустили ни один раздел и вот почему: поиск Пиццы был не такой как поиск Нотариусов и не такой как поиск Такси. Владелец хотел, чтобы всё было удобно для всех и каждый получил нужный инструмент. В итоге портал так и не начал даже отдаленно быть посещаемым и умер, когда собственник перестал вливать деньги. На монетизацию проект так и не вышел.
Байт опыта №1: проекты не стоит начинать делать без бизнес-модели. Всё-для-всех это модель для Акул типа Amazon.com, Ebay.com, Alibaba.com, потому что это стоит дорого и требует больших ресурсов
На этапе обсуждения идеи много людей будет говорить, что это идея классная и прорывная и они готовы участвовать/купить. Когда вы дойдете до релиза минимальной версии - 24 из 25 потеряют интерес, даже не вникая в продукт.
Мы разрабатывали наш с партнерами стартап smartgreet.net, на этапе валидации идеи проявляли интерес такие крупные игроки как Розетка, Арсенал Страхование, ПриватБанк, MTI (Интертоп и др.), Мобилак, Цитрус - всего более 50 человек уровня собственник/директор/маркетинговый директор, которые сказали: "Да, идея супер! Если сделаете - мы готовы использовать".
На этапе релиза MVP презентацию согласилось посмотреть половина, зарегистрировались в сервисе - с десяток человек, не согласился даже на бесплатный тест ни один из них. Единственные с кем мы дошли до этапа договоров - Альфа Страхование, но мы "нашли" их уже после релиза. К сожалению продажу для Альфа Страхования мы тоже спустили на тормозах, потому что продать 1 компании это значило взять на себя обязательства, которые не окупятся. Для окупаемости в 0 нужно было 22 корпоративных продажи.
Байт опыта №2: декларация интереса и поддержи идеи ничего не стоит тому, кто её дает и полагаться только на декларируемый интерес не подкрепленный делами - не надежно.
На просторах нашей родины и в соседних странах очень популярен образ бизнесмена, который владеет несколькими разными бизнесами, все они приносят успех и он развивает еще новые направления. Мы видим, что это работает для олигархов, но зачастую это не работает у "обычных бизнесменов".
Проблема в отсутствии команды и стремлении собственника успеть на всех фронтах, не имея четкой одной цели, или когда новый стартап конкурирует с другим работающим бизнесом за время и внимание собственника. Суть здесь в том, что можно перечислить более 10 провальных кейсов и ни одного успешного, когда собственники начинали новый бизнес just for hobby/idea/illusions, по сути ради нематериальных целей, не имея команды, не выделяя достаточно своего времени и знаний.
Что получалось всегда: бизнес если создавался, то он обрастал низкоквалифицированным персоналом и жил в анабиозе до тех пор, пока собственник его спонсировал или помогал находить редких платящих клиентов. Общее для этих всех бизнесов как мы видим:
Байт опыта №3: стартап требует много внимания основателя, хорошей управленческой команды, адекватного финансирования и самое главное готовности пробовать, ошибаться, учиться на своих ошибках и извлекать из них уроки, совершенствоваться и искать прорывные решения.
Надеюсь, приведенные выше кейсы позволят вам не наступать на те же грабли, а успешно запускать свои проекты и достигать цели. В следующей статье мы опишем кейсы успешного запуска проектов и почему это сработало, хотя риски были велики. Подпишитесь на наши обновления, чтобы не пропустить!