Как и вся Интернет-индустрия, e-commerce-площадки развиваются быстрыми темпами. Современные сайты не похожи на своих предшественников ни по внешнему виду, ни по функционалу, ни по количеству пользователей, заходящих на сайт ежедневно.

Ещё 30 лет назад любой сайт, продающий что-либо через интернет, уже считался e-commerce. На тот момент достаточно было поставить простейший счетчик, чтобы понимать посещаемость вашего сайта и делать простую аналитику.

Но за эти 30 лет в сфере произошли серьезные изменения. Вот основные из них:

1)      Рост количества интернет-пользователей значительно замедлился, а количество e-commerce проектов неуклонно растет. В США в 2018 году прирост пользователей составил всего 4%. За это же время прирост в электронной коммерции – около 20%. Сюда же входят корпоративные бизнесы из сектора B2B, которые тоже ищут клиентов в сети Интернет. А значит, конкуренция повышается.

2)      Среднесуточное время пребывания в интернете постоянно растет, но среднее время, проведенное на сайте, уменьшается. За 2018 год средняя продолжительность пребывания на сайте составляла 2 минуты 9 секунд (что на 31% меньше, чем в прошлом году – 3 минуты 3 секунды).

3) Уже сегодня интернет магазины массово проигрывают маркетплейсам. Согласно отчету Euromonitor в 2017 году 40% всех продаж в электронной торговле прошли через маркетплейсы. Превращение Amazon в маркетпейс обеспечило ему 87% роста прибыли.  Да и покупателям гораздо удобнее зайти на раскрученный маркетплейс, чем запоминать названия различных магазинов.

Чтобы выжить в этой гонке, интернет-магазину необходимо либо самому становится маркетплейсом, либо предлагать покупателям максимально нишевые продукты высокого качества: кофе, шоколад, эксклюзивную мебель, эко-товары, одежду для животных и т.д.

Что это значит для e-commerce платформ

Конкуренция непрерывно растет, и выделяться из общей массы сайтов не просто важно, а необходимо для выживания вашего бизнеса. При этом просто красивого яркого дизайна недостаточно. Ваш сайт должен быть интересней и удобней для пользователя, чем сайты конкурентов. А вот это уже действительно сложная задача.

Как выглядел успешный e-Commerce сайт 2000-х

Как выглядел успешный e-Commerce сайт 2000-х

Как выглядят успешные e-Commerce сайты сегодня.

Как выглядят успешные e-Commerce сайты сегодня.

В чем же между ними разница? Не только в модном оформлении, других шрифтах и хорошо оттестированных шаблонах. Главное различие – в логике, согласно которой эти сайты строятся. Именно поэтому ключевой акцент необходимо сделать на проектирование e-сommerce сайтов, тщательно продумать логику взаимодействия и пользовательский опыт с учетом всех каналов, количество которых продолжает расти.

Основные принципы проектирования e-commerce площадок

Проектирование интернет-магазина – основоположный этап всего проекта. Именно в этот период закладывается фундамент и разрабатывается архитектура всего проекта. Между созданием информационных порталов, сайтов-визиток и онлайн-магазинов есть огромная разница. Прежде всего она заключается в логике построения:

- не подходит принцип “от главной страницы к внутренним”, которые базируются по её подобию, поскольку клиент попадает сразу на страничку товара, и уже затем переходит либо в корзину, либо к продолжению покупок, просматривает схожие товары, условия доставки и т.д. А потому последовательность проектирования – от карточки товара к главной странице;

- особое внимание уделяется проектированию корзины, чтобы достичь двух главных целей: мотивировать пользователя совершить покупку и приобрести дополнительный товар (кросс-продажи);

- создание e-commerce сайтов означает параллельное проектирование версий под смартфон и десктоп. Приоритет мобильной версии означает отказ от всего «лишнего» (при этом необходимо выяснить, что действительно важно для пользователей), упрощение всех шагов оформления заказа, использование подходящих интерфейсов и фильтров. Также проектирование всех версий должно происходить параллельно;

- мобильная версия должна учитывать UI паттерны операционных систем (тап, свайп, и тп) и технические особенности платформы.

Какой UX нужен современным пользователям e-Commerce сайтов

В UX современного е-commerce сайта должна быть хорошо выстроена логика, системность, ориентация на предсказание поведения потребителя. Также необходимо заложить люфт на внедрение изменений, которые придут в ближайшем времени – это важно, поскольку тренды меняются быстро, запросы пользователей растут, а изменение дизайна UI не должны нарушить структуру вашего ресурса.

Раньше для пользователя было нормально долго разбираться с корзиной или особенностями процесса покупки. Сейчас у него нет на это времени. Если только ваш товар не уникальный (а даже если и да, конкуренты на рынке появятся очень быстро), и пользователю придется приложить хоть малейшие усилия для покупки – он уйдет.

Пользователи не хотят ждать, думать и утруждаться поисками кнопок. Они хотят решить свою проблему здесь и сейчас.

Каждая дополнительная секунда пока сайт загружается – это минус к количеству пользователей и ваших потенциальных конверсий. Если сайт не загружается за 3 секунды, можно потерять 50% пользователей.

Обязательно нужно учитывать при проектировании e-Commerce:

    • Заходит пользователь с десктопа или мобильного телефона
    • Пиковое время для продаж и время затишья, наличие достаточной мощности серверов на время пиковых нагрузок
    • Аналитику существующего магазина и данные о покупках и покупателях офлайн-магазинов для лучшего понимания клиентского опыта
    • Какие методы привлечения покупателей используются (онлайн и офлайн)
    • Цели проекта в четких цифрах и деньгах
    • Преимущества и недостатки магазина
    • Основные отличия от конкурентов
    • Технические особенности бизнеса

Из каких задач состоит проектирование e-commerce сайтов сейчас

Создавая сайт, главная задача которого – продавать, нужно продумывать всю историю поведения пользователя на платформе. От момента, когда человек попадет на сайт, от его точки/страницы входа и предыстории входа, до момента оформления им заказа.

При этом нужно учитывать в какой ситуации это произойдет. Не думайте, что последнее – мелочь. Например, в прошлом году американцы потратили $45 млрд на покупки в пьяном состоянии. А значит, функционал должен быть настолько прост, чтобы любой человек мог совершить покупку.

Также необходимо узко фокусироваться на запросе пользователя (сразу выдавать ему искомое), использовать CUI, cognitive search, визуальный поиск. Понимать предыдущий опыт клиента, чтобы знать где и чем он бывал разочарован, понимать, что он ищет и предложить ему лучший вариант. Необходимо сделать акцент на сильной персонализации и понимать критерии покупки каждого покупателя лучше, чем он сам.

В довершение ко всему нужно давать посетителям идеальный сервис, информировать их о стадии покупки, давать возможность дозаказать/отменить/отложить доставку/сменить адрес доставки и имя/контакты получателя в процессе.

Будущее UX дизайна e-commerce сайтов

Как выглядит будущее e-commerce сайтов? Оно в персонализации, автоматизации работы с огромными объемами данных и выборками. А также в максимальной визуализации. Именно поэтому огромной популярностью сейчас пользуются e-commerce приложения с виртуальной и дополненной реальностью.

Они дают пользователю возможность окунуться в продукт, рассмотреть его со всех сторон, примерить на себя. Создают непривычный, но захватывающий и удобный пользовательский опыт, привносят элементы игры.

Не говоря уже о том, насколько захватили интернет-пространство социальные приложения. На данный момент аудитория социальных сетей состоит из 3,196 миллиардов людей. А это на 13% больше, чем в прошлом году. Игнорировать эту часть аудитории категорически нельзя.

Именно поэтому UI/UX дизайнер должен осваивать новые направления и переходить к дизайну Omnichannel UX, который уже сейчас называют лучшей практикой, чтобы повысить вовлеченность пользователей.

UX-дизайнер знает, что простое изменение места расположения кнопки "Оформить заказ" в корзине способно увеличить количество оформлений на 8,7% без дополнительных затрат на рекламу. Но Omnichannel UX-дизайнер знает как соединить преимущества всех каналов продаж, чтобы увеличить не только конверсию, но и лояльность к бренду.

Что такое Omnichannel UX

Omnichannel UX объединяет все элементы всех систем вашей компании (сайт, мобильный сайт, мобильное приложение, чатботы в месенджерах), с которыми сталкивается пользователь, в единую многоканальную екосистему.

Во многоканальном UX важны следующие качества:

1. Последовательность. Он гораздо более стратегически выверен и четко выстроен, чем обычный веб-дизайн. Это включает не только одинаковый UI, контент, выдержанный в едином стиле, но и такие функциональные вещи как автоматическое подтягивание предметов из корзины, если пользователь начал покупки на десктопе, а затем продолжил с телефона.

2. Доступность. Чем больше у вас каналов, через которые пользователи могут коммуницировать с брендом, тем лучше. Телеграм, Вайбер, Инстаграм, Фейсбук, Ютюб-канал, Твиттер, мобильное приложение, сайт и его мобильная версия – все они должны работать как единый слаженный механизм.

3. Нейтральность каналов. Не стоит налегать на продвижение какого-то одного канала, лучше развивать их равномерно. Просто каждый из каналов будет выполнять свою роль, также как сотрудники вашей компании выполняют свою – на разных должностях и с различными задачами.

4. Оптимизация контекста. Вытекает из предыдущего пункта. Каждый канал работает над собственной задачей, но все они служат главной цели: развитию вашего бизнеса через довольных пользователей. Отличный пример такой оптимизации внедрил Starbucks: на вебсайте пользователи могут загрузить свою карту лояльности, а при помощи мобильного приложения оплатить кофе практически на ходу.

5. Цельность. Данные, введенные пользователем в один из каналов вашего бизнеса, должны быть доступны на всех каналах. Это касается данных корзины, акций и скидок, информации пользовательского аккаунта, истории покупок и всего, что может пригодится вашему отделу маркетинга.

Таким образом, проектирование e-commerce ресурсов переходит от просто использования качественного шаблона и красивого UI дизайна к глубоко проработанной сложной архитектуре с Omnichannel UX. Мы работаем таким образом уже давно, чтобы сайт, созданный сейчас, приносил вам прибыль на протяжении многих следующих лет. Хотите обсудить создание e-commerce площадки для вашего бизнеса? Обращайтесь.

14.05.2019
Рейтинг: 5 / 5 (2)