В одной из наших предыдущих статей мы уже писали о важности цифровой трансформации и о том, как она перестраивает мировую экономику путем оптимизации бизнес-операций, облегчения определенных задач и повышения производительности во многих отраслях. В медицине и здравоохранении использование передовых IT-технологий открывает новые возможности для улучшения взаимодействия между пациентом и врачом, повышения качества медицинского обслуживания, лечения и доступа к медицинским данным.
Согласно недавнему отчету Frost & Sullivan, мировой рынок цифрового здравоохранения, как ожидается, достигнет 234 млрд. долларов к 2023 году по сравнению со 147 млрд. долларов в 2019 году, из которых наибольшую долю рынка будет занимать подсегмент услуг в области медицинских IT-технологий. Одним из основных движущих факторов столь значительного роста является смещение фокуса развития индустрии здравоохранения в сторону ценностно-ориентированной, или ориентированной на пациента медицинской помощи, которая позволяет устранить разрыв между тем, что хотят клиенты, и тем, что может предоставить система здравоохранения. По мнению Deloitte, эти новые модели медицинского обслуживания будут определяться передовыми программными решениями в области телемедицины, которые формируют будущее этой отрасли с точки зрения прогнозирования, профилактики и персонализации:
Благодаря постоянному совершенствованию смартфонов, планшетов, носимых (wearables) и других портативных беспроводных устройств, а также быстрому росту рынка мобильных приложений, разработка приложений для телемедицины открывает новые возможности для увеличения доходов, снижения затрат и улучшения ухода за пациентами, как для медицинских учреждений, так и для поставщиков ПО для телемедицины.
Информационные технологии в области здравоохранения (Health IT) включают в себя целый ряд технологий для хранения, обмена и анализа информации в области здравоохранения. И телемедицина, и телездоровье являются ее составляющими.
Несмотря на то, что эти два понятия, казалось бы, являются синонимами, между ними есть тонкое различие. Телемедицина (Telemedicine) считается более ранним термином, в большей степени ориентированным на клиническое применение и использование телекоммуникационных технологий для обеспечения традиционной диагностики и мониторинга. В частности, речь идет об удаленном обучении и предоставлении дистанционных клинических услуг пациентам. Примерами телемедицины являются консультирование по видео, цифровая передача изображений, удаленная медицинская диагностика и т.д. Телездоровье (Telehealth) относится к более широкому спектру услуг и технологий, выходящему за рамки взаимодействия между врачом и пациентом. Оно включает в себя как телемедицину, так и образовательные услуги, телефармацевтику и другие неклинические услуги, которые могут предоставляться на расстоянии.
Разработка программного обеспечения для телемедицины может быть разделена на следующие категории:
Телемедицинское программное обеспечение для связи в реальном времени. Общение в режиме реального времени требует от пациентов и врачей одновременного контакта с использованием различных технических средств для проведения клинического визита: веб-камеры, телефона, компьютерной аудиосистемы, чата и т.д. Телемедицина в реальном времени больше всего напоминает "живой" визит к врачу, позволяя обеим сторонам оценить и обсудить состояние пациента и обеспечить лечение дистанционно, а также подключиться к удаленному специалисту или учреждению для консультации. Некоторые программы для телемедицины в реальном времени могут также поддерживать мобильные медицинские устройства, позволяющие фиксировать информацию о здоровье пациента взамен медицинского осмотра.
Телемедицинские платформы для хранения и передачи данных. Они связаны с передачей цифровых изображений и видеоматериалов для диагностики, например, в радиологии или дерматологии, или клинических данных между пациентами и медиками, или между врачами для дальнейших консультаций. Это безопасный и быстрый способ обмена клинической информацией, позволяющий проводить более точную диагностику и более эффективное оказание медицинской помощи, особенно в тех районах, где доступ к качественной медицинской помощи ограничен, например, в сельских или отдаленных районах.
Удаленное наблюдение за пациентом. Его также называют "домашней телемедициной", и оно позволяет медицинским работникам наблюдать за состоянием пациентов при помощи различных медицинских устройств, которые могут быть установлены дома для отслеживания жизненных показателей пациента, а также более частого получения обновленной информации о его самочувствии. Удаленное наблюдение особенно полезно для пациентов с хроническими заболеваниями или восстанавливающихся после серьезной травмы, болезни или операции, для больных, прикованных к постели, и пожилых пациентов, физическое состояние которых не позволяет им приехать на прием к врачу.
Интеграция ПО для телемедицины. Ключевым требованием к качественным программным системам для телемедицины и телездоровья является их беспрепятственная интеграция с существующими системами ЭМК (EHR — электронные медицинские карты) и РМ (practice management — управление медицинской практикой), надлежащее документирование телемедицинских визитов, синхронизация программ страхования, интеграция с порталами для пациентов, медицинскими API, платформами управления доходным циклом и т. п. Все вышеперечисленное имеет решающее значение для обеспечения провайдеров медицинских услуг лучшими технологиями, а пациентов — удобным уходом. Некоторые платформы для телемедицины создаются непосредственно для “коммуникации” с мобильными медицинскими устройствами.
Интеграция с фармацевтикой. Благодаря использованию ПО для телемедицины пациенты получают доступ ко многим профессиональным услугам, предлагаемым аптеками, и могут получить консультации по управлению медикаментозной терапией дистанционно. Аптеки, участвующие в программах телемедицины, как правило, сотрудничают с другими медицинскими учреждениями и обеспечивают своих клиентов всесторонним уходом. Телефармацевтические услуги могут включать консультирование пациентов, мониторинг медикаментозной терапии, получение разрешения на повторное выписывание рецептурных лекарств, а также использование средств телекоммуникации для проведения тренингов, видеоконференций, обучения и управления среди фармацевтов.
Анализ данных в секторе здравоохранения. Недавний отчет Frost & Sullivan показал, что доля анализа данных, по предварительным оценкам, вырастет по меньшей мере до 65% мирового рынка health-данных. Анализ больших данных и робототехника позволяют обрабатывать и извлекать ценные сведения из огромных объемов медицинской информации, которая собирается и хранятся на различных платформах и приложениях. Некоторые современные роботы могут регистрировать жизненные показатели во время медицинских процедур. Аналитика в области здравоохранения также помогает оценить качество работы практикующих врачей и расходы пациентов для максимизации их эффективности, и позволяет лучше управлять рисками на основе агрегированных данных (медицинские данные, демографический и социально-экономический профиль, сопутствующие заболевания и т.д.).
До недавнего времени фармацевтическая промышленность и здравоохранение отставали во внедрении цифровых технологий: только 7% американских компаний подтвердили, что перешли на "цифру" по сравнению с 15% компаний в других отраслях, согласно последним исследованиям. Широкое распространение телемедицины и приложений для телездоровья оставалось скорее концепцией, чем реальностью до 2020 года и вспышки COVID-19. И ВОЗ, и ЦКЗ выступают в поддержку телемедицины, а правительства и медицинские ассоциации во всем мире выпустили соответствующие рекомендации и предприняли значительные шаги для расширения услуг телемедицины в связи с растущим спросом и для снижения рисков, связанных с COVID-19. В марте использование одного из самых популярных американских приложений в области телемедицины AmWell выросло на 400%, а в некоторых регионах — на целых 650%.
Давайте коротко рассмотрим, что могут предложить лучшие программы для телемедицины.
Функции, связанные с пациентами. Основные функции включают в себя регистрацию, поиск, профиль пациента, уведомления, встречи и календарь, связь, геолокацию, платежи и многое другое. Дополнительные функции также включают персонализированные информационные панели, защищенные чаты, звонки внутри приложений, облачное хранилище данных, отслеживание медикаментов, доступ к страховым планам пациентов. Например, гибкое расписание eVisit позволяет пациентам и врачам легко подключаться в удобное для них время. Телемедицинская платформа Chiron Health дополнительно отправляет пациентам автоматический e-mail со ссылкой при подтверждении их визита. Medici была названа "WhatsApp телемедицины" за безопасную видео- и текстовую связь, а самым значительным недостатком Teladoc является то, что пользователям необходимо повторно вводить все свои медицинские данные, если они меняют телефон, потому что эта информация не привязывается к их учетным записям.
Возможности приложений телемедицины для врачей и организаций. Ключевые функции включают в себя профиль врача, коммуникацию, расписания и календарь, обзор ЭМК, а также возможность выписывать медицинские рецепты. Другие полезные функции включают запись видео и аудио сеансов, доступ к базам данных аптек, информационным панелям и аналитике. eVisit поддерживает выставление счетов с возможностью напрямую взимать плату с карты пациента, функция ePrescription позволяет отправлять рецепты в более чем 70 000 аптек по всей территории США. AmWell дополнительно поддерживает предустановленные схемы рабочих процессов для клинического использования на всех уровнях от срочной до неотложной помощи. Продвинутые решения в области телемедицины (например, Amwell) могут поддерживать отдельные модули, предназначенные для прямого подключения пациентов и отдельно поставщиков услуг для различных программ в сфере цифрового здравоохранения.
Если говорить коротко, то преимущества, предоставляемые приложениями для телемедицины, включают в себя:
Проблемы, связанные с разработкой приложений для телемедицины:
Команда Evergreen имеет многолетний опыт внедрения самых нетрадиционных решений в различных сферах бизнеса. Одной из наших основных компетенций является понимание и изучение бизнес-ниши заказчика. Мы понимаем сложность рынка медицинских услуг и готовы предложить вам разработку решений с использованием передовых технологий, следуя мировым практикам и тенденциям, а также в строгом соответствии с отраслевыми стандартами и нормативными требованиями в области здравоохранения.
Ценность индивидуальной разработки программного обеспечения для телемедицины Evergreen заключается в предоставлении вам решения, основанного на глубоком анализе рынка и созданного с учетом ваших индивидуальных потребностей.
Стоимость разработки зависит от сложности программного обеспечения и рассчитывается для каждого проекта индивидуально. Хотите узнать о нашем подходе к оценке проекта? Обращайтесь к нам прямо сейчас.
Вот некоторые из технологий, с которыми мы успешно работаем и которые готовы реализовать в вашем проекте:
Машинное обучение. ML и автоматизация помогают оптимизировать процессы в больницах, составлять карты болезней и лечить инфекционные заболевания, персонализировать лечение. Машинное обучение также может быть использовано для создания "умных" электронных медицинских карт, для визуализации и диагностики (например, быстрое и точное обнаружение опухолей на основе МРТ), для исследования и разработки лекарств, для удаленного наблюдения за пациентами и многого другого.
Искусственный интеллект. Искусственный интеллект и глубокое обучение могут быть использованы для идентификации и классификации изображений, чтобы помочь повысить точность диагностики при обнаружении заболеваний и способствовать достижению лучших результатов для пациентов. ИИ-технология также помогает автоматизировать процесс телемедицины, начиная с планирования и заканчивая консультациями, обследованиями, диагностикой и выставлением счетов, а также помогает врачам в принятии решений.
Чатботы/ Голосовые помощники. Чатботы и виртуальные медицинские ассистенты могут выполнять множество функций, начиная от обслуживания клиентов и заканчивая инструментами для диагностики или услугами виртуальных терапевтов. Технология распознавания речи продолжает совершенствоваться, а интерес пользователей к голосовому поиску возрастает. Для качественного и свободного общения с поставщиком услуг мы можем создать виртуальных ассистентов, которые будут отвечать всем пожеланиям пациентов.
RPA. Автоматизация процессов и роботизация позволяет медицинским учреждениям автоматизировать рутинные административные задачи, освободить время врачей, уменьшить количество ошибок и сэкономить деньги. Она может быть использована для планирования приема, обработки заявлений и общей автоматизации рабочего процесса.
IoT в сочетании с телемедициной создает новое направление — Интернет медицинских вещей (IoMT). Он включает в себя использование различных медицинских носимых устройств, которые собирают конкретные данные о состоянии здоровья, либо спрашивая пациентов, либо используя датчики, и обеспечивают помощь в режиме реального времени. Его эффективность зависит от надежного программного решения.
Высоконагруженные системы/ МИС. Высоконагруженные системы являются отказоустойчивыми, и при правильной архитектуре ваш сервис сможет справиться с большим количеством запросов даже во время пиковых нагрузок. У нас есть опыт обслуживания крупных healthcare-проектов и мы также можем помочь вам в разработке медицинской информационной системы (МИС).
Как видим, развитие цифровых технологий во многом изменило процесс оказания медицинской помощи. Переориентация на обслуживание, нацеленное на пациента, создает благоприятные условия для дальнейшего развития информационных технологий в сфере здравоохранения и положительную динамику роста данного сегмента рынка. Телемедицина рассматривается как будущее здравоохранения, и она продолжает развиваться.
У вас есть дополнительные вопросы, хотите ознакомиться с нашими бизнес-кейсами или поделиться с нами своими идеями по проектам? Не стесняйтесь обратиться к нам, мы с удовольствием проконсультируем вас по любому профессиональному вопросу и создадим решение в сфере телемедицины для вашей организации, которое поможет обеспечить персонализированное обслуживание ваших клиентов экономически эффективно и с использованием самых передовых технологий.